муниципальная НСОКО — для СОВЕЩАНИЯ ЗАВЕДУЮЩИХ. (1)
Повышение мотивации на уроках истории
Раделицкая Ольга Ивановна МОУ СОШ с.Нарын-Талача
учитель истории и обществознания
Системно-деятельностный подход как качество образования на уроках естественно-научного цикла
Повышение мотивации на уроках истории.
Можно привести коня к водопою,
но заставить его напиться нельзя.
Древняя мудрость.
Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Есть много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации. Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию — быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом.
Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Вашему вниманию я предлагаю перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту
- Интерес к информации (познавательная потребность).
- Интерес к способу действия.
- Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем.
- Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации.
- Потребность в самообразовании и (или) самовоспитании.
- Актуализация творческой позиции.
- Осознание значимости происходящего для себя и других.
- Потребность в социальном признании.
- Избегание наказания (физического или морального).
- Получение материальных выгод и преимуществ.
Учитель и ученик в учебной деятельности проходят рядом 3 этапа.
- ориентировочно-мотивационный
- операционно-исполнительный
- рефлексивно- оценочный.
- ориентировочно-мотивационный учащийся должен сам сформулировать для себя цель и основную учебную задачу
- операционный ученик планирует совместно с учителем свои действия и возможности в решении этой задачи
- рефлексивный ученик умеет оценить свою деятельность, произвести самооценку полученного результата
1 этап, ученик ставит сам цель урока и учебную задачу. Некоторые темы не вызывают затруднений у учащихся. Например, тема урока «Нашествие монголо-татар». Учащиеся говорят, на уроке мы должны узнать, о походах монголо-татар на Русь, о борьбе русского народа с монголо-татарами, о последствии для Руси монголо-татарского нашествия. Я усложняю деятельность учащихся на этом этапе урока – необычно обозначив тему урока, например, «О, русская земля! Уже ты за холмом», или использую прием
«Верите ли Вы, что …», начинаю урок с занимательной истории.
Цель учащиеся записывают в тетрадь, и в конце урока ученик сам определяет, достиг ли цели, подводит итоги на 3 этапе урока. У каждого учителя накоплен достаточно большой арсенал поддержания познавательного интереса учащихся занимательными историями и проблемами. И если у ребенка возникнет познавательная потребность или потребность в самообразовании – будет облегчен второй этап учебной деятельности – операционный.
2 этап — самый трудный этап и требующий огромных затрат учителя. Ученик планирует совместно с учителем свои действия и возможности в решении этой задачи Предоставление свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
В моем арсенале имеется разнообразие форм и методов организации деятельности учащихся, где учащимся предоставляется свобода выбора. Например, тема урока «Экономическое развитие СССР в 30годы» учащимся предлагаются задания на выбор- составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме, работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала. Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий. Первый уровень – обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех. Второй уровень – тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету. Третий уровень это – творческое задание (сочинение, работа с документами, логические задания). Обычно оно выполняется на добровольных началах. Возможно и другое применение разноуровневых заданий — учащиеся сами выбирают уровень, и могут отказаться от первого уровня.
Технологии и приемы.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
- вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
- информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
- стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
- исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
- тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков — логических и т.п.).
Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия — страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек».
Вопросы к тексту: В чем заключается проблема? Как государство ее решает? Какие способы решения проблемы вы можете предложить?
На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.
«Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Н. С. Хрущева: «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…».
Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему: В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?
Данная технология позволяет погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником исторических событий, встать на чью-либо позицию. Наиболее эффективно применяется технология на уроках, где необходимо рассмотреть конкретные события, взгляды, мнения. ( «Гражданская война», «Феодальная раздробленность», «Смутное время»)
Читать со слайда
- этап- рефлексивный. Этап важен для психологически грамотной организации мотивации учебы. Я ориентирую своих учеников при обучении на индивидуальные достижения. Поощряю и подкрепляю достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах.
Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат — оптимальная мотивация и успешная учеба. Нужно было продолжить предложения:
“Я сегодня сделал для себя вывод…”,
“Я сегодня понял…”,
“Я сегодня задумался…”.
Оценить свою работу на уроке по 5-балльной шкале, отвечая на вопросы. Вопросы: “5” “4” “3”
- Как я усвоил материал?
- Как я работал?
- Со всеми заданиями справился?
Оцени свою деятельность, ответив на вопросы да, нет Вопросы:
да нет 1. Получил прочные знания
- Мало, что понял, необходимо поработать
- Со всеми заданиями справился сам
- Работа была неинтересная
Общая идея такова: с учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного процесса. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.
Методические документы разработанные
МОУ СОШ с. Нарын-Талача |
|
Образовательная программа, реализуемая в образовательном учреждении | Основная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа основного общего и среднего (полного)образования |
Федеральные государственные образовательные стандарты | |
Учебные программы (типовые, примерные, авторские и т. д.) | |
Рабочие учебные программы, разработанные на основе типовых, примерных, авторских и т. д. учебных программ | |
Учебные программы по элективным курсам предпрофильной подготовки | |
Образовательные программы дополнительного образования детей | |
Учебный план | |
Организация образовательного процесса | Локальный акты по основным вопросам организации и осуществлении образовательной деятельности:
— Положение о правилах приема обучающихся в МОУ СОШ с. Нарын-Талача — Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МОУ СОШ с. Нарын-Талача — Положение о педагогическом совете |
Номенклатура дел образовательного учреждения | |
Приказы по организации образовательного процесса, книга регистрации приказов | |
Алфавитная книга записи обучающихся | |
Личные дела обучающихся | |
Протоколы заседаний педагогических советов и документы к ним | |
Календарный учебный график | |
Годовой план работы образовательного учреждения | |
Классные журналы | |
Журналы учета дополнительных занятий с обучающимися | |
Журнал учета пропущенных и замещенных уроков | |
Расписание основных учебных занятий | |
Расписание дополнительных занятий | |
Книга для учета и записи выданных документов государственного образца в образовательном учреждении | |
Документы и материалы по организации внутришкольного контроля, ориентированного на обеспечение качества реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов:
— «Положение о внутришкольном контроле» — локальный акт, регламентирующий осуществление внутришкольного контроля, — План внутришкольного контроля, аналитические материалы по итогам внутришкольного контроля. |
|
Аналитические материалы по результатам проведения мониторингов по различным направлениям деятельности в образовательном учреждении:
— результаты освоения обучающимися образовательных программ, — индивидуальные достижения обучающихся, — наличие личностных достижения обучающихся, — формирование ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников; — материалы социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников образовательного учреждения, социальных партнеров образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного учреждения |
|
Организация образовательного процесса в части обеспечения охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения
|
Акт готовности образовательного учреждения к новому учебному году |
Инструкции для обучающихся по охране труда при организации общественного | |
полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий | |
Правила (инструкции) по технике безопасности в учебных кабинетах повышенной опасности | |
Паспорт безопасности образовательного учреждения | |
Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения | |
Кадровое обеспечение образовательного процесса | Штатное расписание |
Тарификационный список педагогических работников | |
Должностные инструкции педагогических работников в соответствии с квалификационными характеристиками по соответствующей должности | |
График прохождения курсов повышения квалификации педагогических работников и аттестации педагогических работников | |
Наличие в личных делах педагогических работников сведений о профессиональном образовании и повышении квалификации | |
Материально – техническое оснащение образовательного процесса | Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательного учреждения по учебным предметам в соответствии с учебным планом |
Учебно-методическое оснащение образовательного процесса
|
Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе |
Перечень учебно-методической литературы по всем предметам учебного плана, дополнительной литературы | |
Информационно — методическое обеспечение образовательного процесса
|
Организация методической работы в образовательном учреждении, ориентированная на обеспечение качества реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов:
— локальный акт о методических объединениях — «Положение о МО классных руководителей», — -наличие методической темы образовательного учреждения, — план методической работы образовательного учреждения, — протоколы заседаний методических объединений, — методические разработки педагогических работников образовательного учреждения |
Наличие Публичных докладов в образовательном учреждении | |
Работа с обращениями родителей | Журнал учёта обращений родителей |